Открытие аптеки: как правильно организовать бизнес?
За последние 20 лет аптеки получили широкое распространение в крупных и провинциальных населенных пунктах. Практически на каждом шагу можно встретить киоск или целый фармакологический магазин с сопутствующими товарами. Такая популярность вполне закономерна – аптека как бизнес привлекает деловых людей, желающих получать хорошую стабильную прибыль без серьезных сезонных колебаний.
Правовые аспекты
Перед тем, как понять стоимость открытия аптеки с нуля, следует разработать примерный бизнес-план с расчетами. Первым разделом в нем будет документальная основа. На государственном уровне выделяют несколько видов реализации медицинских изделий. Рассмотрим классическую аптеку.
Основные коды ОКВЭД:
- 52.31 – Розничная торговля фармацевтическими товарами;
- 52.32 – Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
- 52.33 – Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами.
Для открытия стандартной формы аптечного заведения нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, ООО или ЗАО. Организация выбирается в зависимости от вида аптеки, который собираетесь открывать. Для торговли готовыми лекарствами подойдет ИП. Индивидуальное предпринимательство дешевле оформить и ликвидировать, государственные штрафы и пеня ниже, чем в другой организации. Мелкому предпринимателю предоставляются льготы и более выгодные условия к ведению деятельности.
Необходимые лицензии и разрешения
Данный вид бизнеса подразумевает лицензирование. Для ее получения нужно иметь заключение Роспотребнадзора (СЭС). Рассмотрение заявки происходит в течение 30 рабочих дней с учетом следующих нюансов:
- Будущее помещение должно быть полностью подготовлено.
- Акт составляется после осмотра и оценки уполномоченным специалистом.
- Заключение договора на комплексное обслуживание: дезинсекцию, дезинфекцию, профилактику от грызунов и насекомых.
- Договор на вывоз бытовых отходов, утилизацию люминесцентных ламп и просроченных препаратов.
- Договор на централизованную химчистку и стирку униформы персонала.
Такой паспорт оформляется исключительно с санитарно-эпидемиологической службой. Частные компании не могут оказывать подобных услуг аптекам.
Орган, выдающий непосредственно лицензии – Росздравнадзор. Для получения заветной бумаги необходимо:
- Оплатить госпошлину в размере 7500 рублей.
- Предоставить заключение СЭС.
- Предоставить нотариальные копии всех учредительных документов предпринимателя.
Заявка рассматривается до 45 рабочих дней. Перед принятием решения, представитель Росздравнадзора может провести выездную проверку. Выданная лицензия бессрочна. Контроль компетентным органом осуществляется раз в пять лет, если на аптеку нет жалоб от потребителя.
Размещение и техническое оснащение
Бизнес-план открытия аптеки включает в себя ответственный подход к выбору помещения. Кроме месторасположения относительно целевой аудитории и конкурентов, существуют четко прописанные требования к планируемым квадратным метрам под медикаменты. Если вы собираетесь открывать учреждение в не медицинском здании, то площадь не меньше 38кв.м. Помещение разбивается на зоны для хранения товара, приема и реализации, рабочее место провизора. Необходимо наличие противопожарной сигнализации, канализации и проточного водоснабжения. Выделяют основные пункты для выбора правильного места:
- Стены и напольное покрытие должно позволять производить систематическую влажную уборку и дезинфекции.
- Помещение без карнизов на стыке стен с потолком и полом.
- Напольный материал — не скользкий, межплиточные швы хорошо обработаны.
- Под запретом применение в ремонте для разграничения площади гипсокартонных перегородок.
К экстерьеру и интерьеру тоже есть ряд требований:
- Витринные окна, выходящие на южную сторону, должны быть защищены от прямых солнечных лучей.
- Помещение оснащено климатическим оборудованием. Кондиционер нужен мощный, желательно полупромышленный.
- Наличие приточной вытяжки – обязательно.
- Для искусственного освещения следует использовать светильники с люминесцентными лампами.
- Для граждан с ограниченными физическими возможностями, у входа располагается пандус с определенным углом наклона. При невозможности монтажа такой конструкции, на фасад размещается кнопка для вызова сотрудника.
- Вначале каждого рабочего дня проводится влажная уборка с применением специальных средств.
Интересно обстоят дела с названием и вывеской. Допускается указать на рекламе «АПТЕКА», при этом без регистрации. А вот если будет написано «Ваша АПТЕКА», речь идет об индивидуальной компании и такую вывеску следует регистрировать.
Применяемое оборудование должно иметь сертификаты соответствия стандартам, зарегистрировано в Министерстве здравоохранения и разрешено для использования. С компанией-производителем обязателен договор о сервисном обслуживании техники.
К оборудованию относятся:
- Шкафы;
- Столы;
- Стеллажи;
- Гардероб для одежды персонала;
- Хранилища;
- Холодильное оборудование.
Персонал
Правильно подобранный персонал – очень важно, чтобы открыть аптеку. Законодательством четко прописаны стандарты к специалистам. Это определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности. Согласно нормативному документу, на работу принимают только граждан РФ.
Для занимаемой должности руководителя (директора) необходимо высшее образование или среднее специальное с опытом на аналогичной должности не меньше 5 лет. Наличие сертификата соответствия обязательно. С 2016 года на замену сертификатам пришла аккредитация, также обязательная для всех.
Кроме профессиональных качеств, сотрудники аптеки должны быть коммуникабельными, обладать грамотной речью, высоким уровнем самоконтроля и образованности. Общение с клиентами и соблюдение должностных инструкций – залог успешной работы всего предприятия. Начальный штат сотрудников состоит из двух фармацевтов (провизоров), бухгалтера, уборщицы и директора.
Ассортимент и закупки
Чтобы понять, сколько стоит открыть аптеку, необходимо разобраться с ассортиментом и закупками. Концерны по производству лекарственных препаратов насчитывают миллионы средств. Как же из этого разнообразия выбрать то, что понадобиться вашим клиентам? Чем руководствоваться? Об этом позаботилось государство с помощью Распоряжения № 2782. В нем раскрывается перечень обязательного минимума для наличия в аптеке.
В случае выявления несоответствия этому документу, на торговую точку взыскивается штраф, а в некоторых случаях и вовсе приостанавливается деятельность сроком на 3 месяца.
Составление и управление ассортиментом в таком бизнесе – серьезная работа, от которой, в прямом смысле, зависит жизнь человека. Разнообразие аптечных прилавков составляют:
- Лекарственные средства;
- Изделия медицинского назначения (вата, горчичники, грелки, марля, пипетки, лейкопластыри и многое другое);
- Косметика;
- Биологически активные добавки (БАДы).
На планирование и формирование наполнения аптеки влияют разнообразные факторы: месторасположение, размер и тип, форма деятельности, преимущественная возрастная категория посетителей. Обычно фармацевты придерживаются социально ориентированных списков. Препараты в перечень включены по активному веществу, имеют код классификации фармакологической группы.
Закупки производятся через дистрибьюторов корпораций-производителей. Цены у них выгоднее для оптовых покупателей. Для постоянных и крупных клиентов, у некоторых поставщиков предусмотрены бонусы и возможность рассрочки платежа.
Финансовые расчеты
Бизнес-план аптеки обязательно должен содержать финансовые расчеты. На первоначальные вложения влияют множества факторов: регион, уровень жизни населения, развитость фармацевтического бизнеса, конкуренты, ориентированность организации. Так, небольшая аптека по реализации готовых препаратов, нуждается в стартовом капитале в 900 тыс. рублей. Сюда входит:
- Аренда помещения с необходимым ремонтом – 100 тыс. руб. в расчете на 50 кв. метров.
- Закупка основных товаров из списка социально значимых – 450 тыс. рублей.
- Оформление документов и получение лицензии – 11 000 рублей.
- Заработная плата сотрудникам. Поскольку это не просто продавцы, а специалисты с опытом работы и образованием, ставка одного фармацевта начинается от 15 000 рублей. Оклад бухгалтера – 20 000 рублей. Итого, на штат из трех сотрудников понадобится 50 000 рублей в месяц.
- На закупке оборудования можно сэкономить, приобретая уцененные стеллажи, полки и шкафы. Это не касается высокоточных приборов и холодильного оборудования. Стоимость 100 тыс. рублей.
- Рекламные вывески и баннеры обойдутся в 7 000 рублей.
- Ежемесячные налоги определяются индивидуально в зависимости от прибыли и системы налогообложения бизнеса.
При всех затратах, не забывайте, что ценообразование фармацевтических препаратов находится под контролем государства. Постоянных мониторинг цен не позволит сделать накрутку выше на жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства выше 25% к отпускной цене оптовиков.
Товарооборот у розничных аптек в месяц составляет около 100 тыс. руб, сетевые точки приносят до 200 тыс. руб.
Несмотря на то, что в таких учреждениях нуждается каждый человек, специалисты отмечают сезонные колебания дохода. Осенью и в холодные времена года спрос больше чем летом. Начинать заниматься открытием рекомендуется июля-августа, чтобы к октябрю уже полноценно функционировать.
Подводя итог, можно сказать, что фармакологический бизнес – глобальный и мировой, розничная продажа лекарств – только вершина айсберга, под которой скрыт огромный потенциал для развития. Разобравшись с основными закономерностями, легко перейти на новый этап. Например, создание сети или специализированного магазина конкретных препаратов.