ЗОЖ-бизнес: как открыть фитнес-клуб с нуля?

Сегодня как никогда актуальной и трендовой является популяризация «Здорового Образа Жизни». Открываются многочисленные фитнес и около-фитнес заведения, магазины спортивного питания, отделы диетического питания в супермаркетах, в кафе в меню всё чаще можно встретить раздел «правильных» и низкокалорийных блюд. В связи с этим всеобщим движением в сторону ЗОЖ, растёт потребность в большем количестве спортивных-клубов, что создаёт простор для реализации бизнеса в этой сфере.
Форматы фитнес-клубов, их преимущества и недостатки, целевая аудитория
Количество фитнес-клубов России с каждым годом неуклонно растёт, затрагивая все слои общества. Сегодня услуги в этой сфере доступны для любого кошелька. Существует некоторое условное деление спортивных заведений на классы: эконом, бизнес или премиум. Давайте разберёмся, что их отличает.
Основными критериями для определения фитнес-клуба к конкретному классу, являются следующие:
- Количествово посетителей на 1 кв м. В фитнес-клуба уровня эконом соотношение количества активных посетителей и площади может доходить до 2,5 чел на 1 кв м. Это значит, что у эконом-клуба активных клиентов может быть 12500 человек на площадь 5000 кв м. Для фитнес-клуба бизнес-класса этот коэффициент равен 1 — т.е. максимум 5000 человек активных клиентов. В премиальных клубах этот показатель ещё ниже и составляет 0,7-0,8 человек на кв.м. Это значит, что по достижении количества 3500-4000 чел. клуб закрывает продажу карт.
- Уровень качества тренажёров и инвентаря. В клубах эконом-уровня устанавливаются максимально простые и недорогие тренажёры, которые, как правило, часто подвергаются ремонту. Дополнительный инвентарь может быть изношен, поцарапан. Бизнес-класс может похвастаться более надёжным оборудованием и периодически обновляемым инвентарём. В фитнес-клубе премиум класса могут быть установлены только новейшие и самые надёжные тренажёры и инвентарь.
- Уровень сервиса, услуг, ремонта. В клубах уровня эконом за каждую дополнительную услугу необходимо произвести оплату, в бизнес-классе некоторые услуги включены в стоимость абонемента, а в клубе класса премиум ваша карта будет включать уже, как правило, все возможные дополнительные услуги. Для эконом-клуба сломанный плинтус и вмятины на покрытии — обычное дело. В фитнес-клубах бизнес-класса такие вещи сразу ремонтируются, а в клубах премиум-уровня и вовсе сложно встретить какие-то огрехи в ремонте помещения и поломки оборудования.
Теперь о специфических особенностях каждого класса:
- эконом
Главная особенность — большое количество посетителей одновременно. В раздевалках редко бывает свободно, коврики и гантели с большей вероятностью потёрты и «потасканы», на тренажёры и кардио-тренажёры в пиковое время образуется очередь, а в самом клубе, как правило, довольно душно, если только в помещении не установлена качественная мощная вентиляция (но это уже привилегия класса повыше). Как правило, тренажёры могут простаивать в нерабочем состоянии в ожидании ремонта не один день. Но это лишь «как правило». Нельзя утверждать на 100%, что все фитнес-клубы эконом уровня оказывают низкое качество услуг. Стоимость программы тренера: от 3 т.р/мес. Цены на годовые карты в таких клубах колеблются от 7 до 15 т.р.
- бизнес
Фитнес-клубы бизнес-класса отличаются меньшим количеством посетителей на 1 кв м площади. В таких клубах устанавливается более современное оборудование и тренажёры, регулярно подвергаемые диагностике и ТО. Если происходит поломка — она устраняется в кратчайшие сроки. Иногда некоторые тренажёры встречаются в двух экземплярах. Стоимость программы тренера: от 5 т.р/мес. В цены клубных карт могут быть включены групповые занятия и некоторые дополнительные услуги. Цены на годовые абонементы варьируются в районе 15-30 т.р.
- премиум
В ф-к класса премиум никогда не создаются очереди на тренажёры, хотя бы потому что тренажёров в таких клубах — каждого вида от двух и более экземпляров, а посетителей — наименьшее из всех описанных классов количество. Каждый клиент клубе премиум-класса уникален, ему оказываются услуги наивысшего качества (в теории). В карты таких клубов входят всевозможные дополнительные услуги в виде сауны, бассейна, массажа и т.д. Стоимость программы тренера: от 10 т.р/мес. Цены стартуют от 40 т.р. и доходят до 100 т.р
Внимательно изучите рынок фитнес-услуг, преимущества и недостатки конкурентов, оцените свои финансовые возможности и приступайте к разработке бизнес-плана.
В качестве основы для нашего плана принимаем фитнес-клуб бизнес-класса.
Какие документы необходимы?
В отличие от многих видов бизнеса, где требуется минимум документации, бизнес, связанный с открытием фитнес-клуба предусматривает наличие целого перечня документов и сертификатов:
- Документы о регистрации формы собственности;
- Договор аренды;
- Заключение СанЭпидемСтанции;
- Заключение пожарной инспекции;
- Разрешение на деятельность;
- Разрешение на торговлю сопутствующими товарами;
- Перечень оказываемых услуг;
- Договор на вывоз и утилизацию ламп;
- Договор на обслуживание систем кондиционирования и вентиляции;
- Договор с управляющей компанией на техобслуживание (электрика, водоснабжение);
- Договор на обслуживание кассового аппарата;
- Пакет документов на размещение вывески;
- Наличие дипломов и медицинских книжек у всех работников;
- Сертификат соответствия (выдается на добровольной основе).
Осуществлять деятельность в сфере фитнеса может как ИП, так и ООО. Выбор за вами.
При регистрации необходимо выбрать и указать коды ОКВЭД:
- 93.04 Физкультурная и оздоровительная деятельность;
- 92.62 Остальная деятельность в области спорта;
- 92.61 Деятельность спортивных объектов.
На случай, если в будущем планируется расширение спектра услуг, например: массаж, маникюр и т.д., укажите все коды ОКВЭД заранее.
Помещение
Выбор помещения — одно из важнейших действий при открытии фитнес-клуба с нуля, к осуществлению которого следует подойти с максимальной ответственностью и дальновидностью. Существует два варианта развития:
- Помещение, расположенное в центре города (по линии метро, с удобной транспортной развязкой). Плюсы: хорошая проходимость, легкодоступность. Минусы: высокая плата за аренду, ощутимая конкуренция.
- Помещение, расположенное в спальном районе, далеко от центра. Плюсы: низкая стоимость аренды, минимум или вообще отсутствие конкуренции. Минусы: добраться до зала клиентам, не проживающим рядом, сложнее, следовательно: проходимость значительно ниже.
Площадь тренажерного зала рассчитывается из предполагаемого количества посетителей. В тренажёрном зале на одного клиента должно быть выделено не менее 5 кв.м, в аэробном — 2 кв.м. Также необходимо учитывать площадь раздевалок, туалетов, душевых, ресепшена, гардероба, фитнес-бара и помещения для персонала. Индивидуально площадь будущего спортклуба можно рассчитать исходя из предполагаемого количества посетителей.
Оборудование и тренажеры
Как было описано выше, клубы бизнес-класса, помимо просторного помещения, отличаются высоким качеством установленного оборудования. Это значит, что нельзя переусердствовать с экономией и покупать дешёвое б/у оборудование, на ремонт которого в будущем вы, скорее всего, потратите столько же, сколько оно стоило при покупке, а то и больше. Среди фирм, выпускающих качественные тренажеры, можно выделить:
- Body-Solid;
- Panatta;
- Nautilus;
- Vision Fitness и др.
Список необходимого оборудования, предоставляющего возможность тщательно проработать все группы мышц, достаточно велик: силовые рамы, жимовые стойки, грифы для штанги, изогнутые мини-грифы, платформа для жима ногами, гакк-машина, машина Смита, гравитрон, различные хаммеры, рычажный тренажёр, Т-гриф, тренажёр сгибание/разгибание сидя, тренажер сгибание лёжа, скамья Скотта, тренажёр для голени сидя, кроссоверы, баттерфляй, тренажер вертикальной/горизонтальной тяги, различные виды скамей, брусья, тренажёр сведение/разведение, беговые дорожки, велотренажёры, элипсоиды, гантельный ряд, стойки для блинов и соответственно сами блины в широком ассортименте и так далее…
С каждым днём появляются всё новые и новые виды тренажеров, поэтому очень важно идти в ногу со временем и оснащать фитнес-клуб современным и качественным оборудованием.
В конце статьи вы сможете изучить таблицу с реальными расчетами затрат на тренажеры и инвентарь.
Квалификация рабочего персонала
Количество тренеров на фитнес-клуб рассчитывается индивидуально, исходя из площади самого клуба, количества потенциальных посетителей и дополнительных направлений (например: групповые занятия, растяжка). Предпочтительно предоставить клиенту право выбора тренера, наняв на работу как мужчину, так и женщину.
Ни один уважающий себя и своих клиентов владелец фитнес-клуба не позволит, чтобы людей в его центре тренировал некомпетентный человек без знаний и опыта. Нельзя недооценивать важность образования персональных тренеров, так как тренер — это не только инструктор тренажёрного зала, но и диетолог, и даже психолог.
Некомпетентный человек может легко загубить здоровье клиентов, не имея достаточно знаний в области диетологии, биохимии, биофизики и элементарной медицины. Именно поэтому к подбору персонала нужно отнестись с огромной ответственностью и обязательно экзаменовать кандидатов при приёме на работу.
Что касается административного и иного персонала, вам потребуется нанять:
- управляющего;
- двух или более администраторов;
- маркетолога-аналитика;
- двух или более уборщиков;
- гардеробщика;
- штатного ремонтника.
Маркетинговая стратегия
Для продвижения своего бизнеса обязательно нужно продумать маркетинг-план, который поможет максимально привлечь внимание предполагаемой целевой аудитории. В случае с фитнес-клубом в качестве рекламы можно использовать:
- рекламные щиты и баннеры;
- раздаточную полиграфию;
- рекламу по радио;
- продвижение в социальных сетях и т.д.
Именно в целях осуществления грамотного маркетингового процесса крупные компании нанимают образованных и опытных маркетологов-аналитиков.
Помимо аккаунтов в социальных сетях, в обязательном порядке позаботьтесь о создании сайта, на котором будет вся необходимая информация: прайс-лист, фотографии залов и тренажёров, портфолио тренеров, расписание групповых занятий, а также возможность приобрести абонемент и задать интересующие вопросы консультанту в режиме «онлайн». Не экономьте деньги на грамотных разработчиках и веб-дизайнерах, ведь качество сайта имеет большое влияние на первое впечатление.
Расчёты вложений, расходов, доходов и прибыли
К единоразовым расходам (теоретически) относятся:
- покупка тренажеров (за основу расчетов взяты тренажеры фирмы Body Solid);
Скамья регулируемая 4 шт | 35 т.р.*4=140 т.р. |
Силовая стойка полнофункциональная 2 шт | 170т.р.*2=340 т.р. |
Рама для приседа 3 шт | 40 т.р.*3=120 т.р. |
Жимовые стойки 3 шт | 42 т.р.*3=126 т.р. |
Машина Смитта | 200 т.р. |
Платформа для жима ногами + гакк-машина 2в1 | 163 т.р. |
Гравитрон | 130 т.р. |
Хаммеры двух видов | 85 т.р.*2=170 т.р. |
Рычажный тренажёр для мышц спины | 160 т.р. |
Тренажёр сгибание/разгибание сидя | 200 т.р. |
Тренажер сгибание лёжа | 150 т.р. |
Скамья Скотта | 27 т.р. |
Скамья для пресса 2 шт | 40 т.р.*2=80 т.р. |
Тренажёр для голени сидя | 20 т.р. |
Кроссовер | 230 т.р. |
Баттерфляй | 200 т.р. |
Тренажер вертикальной/горизонтальной тяги | 200 т.р. |
Гиперэкстензия+римский стул | 27 т.р. |
Турник+брусья+пресс 2 шт | 30 т.р.*2=60 т.р. |
Тренажёр сведение/разведение | 200 т.р. |
Беговые дорожки 3 шт | 400 т.р.*3=1,2 млн.р. |
Элипсоиды 2 шт | 250 т.р.*2 = 500 т.р. |
Гантельный ряд (24 пары с шагом 2,5 кг) | 350 т.р. |
Стойки для блинов 3 шт | 7 т.р*3=21 т.р. |
Стойка для гантелей | 13 т.р |
Блины в ассортименте | от 150 т.р. |
Гриф олимпийский 8 шт | 45 т.р.*8= 360 т.р. |
Изогнутые мини-грифы 4 шт | 6,5 т.р*4=26 т.р. |
Бодибары, коврики, эспандеры и пр. | от 100 т.р. |
Миксер для фитнес-бара | 4 т.р. |
Итого: | 5 млн. 637 т.р. |
- ремонт помещения и покупка мебели, сантехники. До 1,5 млн.р.;
- покупка техники (компьютеры, музыкальные центры). Около 300 т.р.;
- покупка и установка вентиляционных систем и кондиционеров. Около 300 т.р. для спортклуба общей площадью 200 кв.м.
Постоянные (ежемесячные) расходы включают в себя:
- оплату аренды. От 80 до 250 т.р. в зависимости от площади и месторасположения помещения;
- оплату коммунальных услуг. Около 15 т.р.;
- зарплаты сотрудникам. Около 300 т.р.
- закупка спортивного питания для фитнес-бара (батончики, напитки, протеин и т.д). От 10 т.р.
Итого в среднем, чтобы открыть свой спортзал бизнес-класса, необходимо вложить около 8 млн. 200 т.р. Окупятся вложения спустя 2-3 года, в зависимости от количества клиентов и размеров выручки. Все цифры очень усреднены и могут кардинально отличаться в разных регионах.
Рынок фитнес-услуг может стать отличной площадкой для прибыльного бизнеса в том случае, если вы имеете внушительный стартовый капитал. Грамотно составленный бизнес-план — первый шаг на пути к успеху, поэтому к нему нужно отнестись максимально ответственно и с пониманием, что это фундамент вашего будущего дела.